«Сделаны из Никеля» – тема 8-й зимней арт-резиденции «Никель – Полярная ночь», которая проходила в середине февраля 2022 года в Печенгском округе Мурманской области
Поселок Никель отличает уникальная индустриальная история и особенное расположение. Никель – это по истине Крайний Север, поселок соседствует с норвежской провинцией Финнмарк и финской коммуной Инари.
Куратором арт-резиденции стал Александр Хромых – участник прошлого сезона арт-резиденции.
Это первый опыт для арт-резиденции в Никеле, когда участник прошлых сезонов становится куратором резиденции. Александр родился в Мурманске, сейчас живет в Санкт-Петербурге и преподает в СПГХПА им. А.Л. Штиглица и работает в мастерской с различными скульптурными материалами (металл, керамика, стекло, камень), также занимается графикой и акварелью.
В течение летнего сезона арт-резиденции Александр изучал Никель с разных ракурсов: знакомился с местными жителями, рисовал индустриальные пленэры и посещал важные исторические места Никеля и Печенгского округа в целом, в том числе местный краеведческий музей. За время арт-резиденции он проникся промышленной историей Никеля, получил заряд индустриального вдохновения, что непосредственного оказало влияние на его творчество.
После окончания летней арт-резиденции Александр начал трудиться над индустриальным арт-объектом. Он решил представить на выставках скульптуры медно-никелевых камней. С его точки зрения, скульптуры передадут промышленную историю Никеля и заставят посетителей выставок почувствовать энергию посёлка.
Александр рассказывает о концепции арт-резиденции в Никеле и делится опытом своего участия в качестве резидента и куратора.
В рамках летнего сезона арт-резиденции 2021 сформировался формат взаимодействия с участниками арт-резиденции в Киркенесе (Норвегия), организаторами который выступают наши партнеры Pikene på Broen. Совместные прямые эфиры и творческие встречи заложили основу успешного сотрудничества. Планируется, что взаимодействие с арт-резиденцией Pikene på Broen продолжится в зимнем сезоне арт-резиденции 2022.
Художник и скульптор из Санкт-Петербурга, выпускник Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.
Специализируется на кинетической скульптуре, направлении обыгрывающем эффекты реального движения всего произведения или его составляющих.
В интервью Владимир рассказывает о своём творческом пути, ожиданиях от арт-резиденции в Никеле и опыте участия в подобных проектах:
Xудожница из Краснодара, выпускница самопровозглашенного Краснодарского института современного искусства, работает с графикой, инсталляциями, перформативными практиками, а также создает необычные экскурсии по непопулярным, на первый взгляд, локациям городов.
Юлия Шафаростова в своем интервью рассказывает об опыте обучения в самопровозглашенном Краснодарском институте современного искусства, своём творческом пути и ожиданиях от арт-резиденции в Никеле:
Художник из Санкт-Петербурга, выпускник академии им. Штиглица. Работает с графикой, паблик-артом и объектным искусством.
В Никеле планирует продолжить серию «Домашние растения», основываясь на впечатлениях от северных и индустриальных пейзажей, и превратить металл в цветущее растение, отражающее новые истории города.
Художница из Санкт-Петербурга, студентка магистратуры академии им. Штиглица.
Виктория работает с материалом-стеклом, создаёт скульптуры, пишет графику и увлекается ленд-артом. Для Никеля она планирует создать скульптуру из своего проекта «Глазок».
Художник из Санкт-Петербурга. Он активно работает со скульптурой, графикой, арт-объектами, инсталляциями, паблик-артом, размышляет о принципах природных формообразований.
Зимний сезон завершился 2 марта. Читайте подробности о завершении Зимней арт-резиденции 2022 года.
Когда-то здесь, в районе Никеля, был саамский погост. Саамы поклонялись сейдам - священным камням, которые несли определенный смысл. В наше время человек активно разрабатывает землю, и поэтому мы получили новый предмет поклонения — металлы.
Во время участия в летнем сезоне арт-резиденции 2021 у Александра сложилась эта история, и он решил сделать сейды, но не просто абстрактные камни, не имитацию, а полигонали, как напоминание о том, что человек — тоже драгоценность, не меньшая, чем металл.
Сейды выполнены из медно-никелевой руды. Именно из тех металлов, которые добываются в посёлке Никель.
О творческом пути Александра читайте в интервью Kn51
Владимир представил потрясающие эскизы кинетической скульптуры «Космонавта» в знак памяти о космической истории Печенгского округа – в поселке Корзуново в конце 50-х годов прошлого века проходил службу первый космонавт планеты Юрий Гагарин.
Сейчас Владимир работает над созданием макета «Космонавта». Вся конструкция подвижная, сам космонавт будет вращаться в нескольких плоскостях, «плавать» как в невесомости, используя принципы гироскопа.
Если такую скульптуру установить на возвышенности, в движение «Космонавта» будет приводить ветер, а если же скульптуру разместить в городском пространстве, в движение ее сможет привести любой прохожий.
Изначально Юлия планировала разработать альтернативный экскурсионный маршрут для Никеля, но проект трансформировался в путеводитель по необычным местам поселка.
Юля разрабатывает карту, где будет отмечены кованые решетки и старые вывески, площадки для панорамного обзора, настенные граффити и прочие объекты, представляющие интерес, но в обычной жизни мы проходим мимо них.
Скульптура «Глазок» – стеклянные линзы, преломляющие пространство, на одной из площадок, откуда хорошо виден поселок. Как вариант – флюгер со стеклянными элементами, которые отражают переход полярной ночи в полярной день и наоборот.
По мнению Виктории, такой объект позволит с одной стороны увидеть индустриальное наследие, а с другой красивую потрясающую природу.
Илья предложил для Никеля серию объектов с идеей о трансформации металла, в которой он будет использовать методы литья и ковки, коррозионные элементы и намеренную деформацию, тем самым показывая, какие этапы может проходить металл, от руды до обработки, от ржавления и повторного использования.
Илья создает арт-объекты с использованием пластической трансформации металла, где изначальная форма имеет в своей основе геометрический модуль. Под действием деформационных сил геометрия его формы приобретает «живой», бионический характер. Таким образом, воплощается идея о тесной взаимосвязи истории органического мира и неорганической природы Земли.
Гуляя по Никелю, Вадим обратил внимание, как много растений стоит на подоконниках, как бережно за ними ухаживают, взращивая недостающую на Крайнем Севере зелень. Промышленный город прорастает новыми корнями и обрастает новыми историями, отзеркаливая свое прошлое и природу вокруг.
В своем творчестве Вадим активно использует металл. Художник относится к нему не как к строгому и жесткому материалу, а как к части природы, способной перетекать из одной форму в другую.
В результате родилась идея проекта о домашних растениях удивительных металлических форм.