facebook-pixel

Ольга Равинская: В Никель еще раз приеду обязательно

end
  • Главная
  • Блог
  • Ольга Равинская: В Никель еще раз приеду обязательно

Ольга Равинская - художница-керамистка из Москвы, участница 10-ой арт-резиденции в Никеле. Ольга преподает в Московском государственном институте культуры и является членом Союза художников России. По итогам арт-резиденции она создала керамическое панно, в котором отразила свои ощущения от Никеля. О своей идее, впечатлениях от Крайнего Севера и творческом пути мы попросили рассказать Ольгу в интервью Центру «Вторая школа».

Ольга, Вы живете и работаете в Москве, в центральной части России. До поездки в Никель бывали на Севере? Какое впечатление у вас от русского Севера? Могу предположить, что вас особенно впечатлила Полярная ночь.


- Да, я живу в Москве, это мой родной город. До поездки в Никель  мне дважды довелось побывать на  Кольском полуострове летом. Эти поездки мы с друзьями организовали самостоятельно.  В первый раз это была Териберка, а второй раз мы побывали на Белом море и тоже на несколько дней заехали в Териберку. Вторая поездка очень ярко показала мне смену ландшафта, природы, ее красок  в пределах одной области. Это были удивительные наблюдения. 


Самым сильным впечатлением из тех поездок было ощущение Земли. Помню, как была на берегу Баренца ночью, но световой день продолжался. Не смотря на это цветовые оттенки вокруг менялись. В бухту заходили киты и в полной тишине были слышны их вдохи. В этот момент я чувствовала как живет и дышит Земля. Такова для меня мощь Севера и его природы. 

- Какие сильные впечатления. Думаю, что Север вас «позвал» и в третий раз.


- Конечно, после второй поездки я мечтала ещё раз побывать на Кольском, но только уже зимой, чтобы посмотреть и почувствовать, какая она, эта часть Земли, в другое время года. И такую возможность мне дала арт-резиденция «Никель – Полярная ночь».

Заявку на участие я подала в последний момент и была рада, что меня пригласили. Десять дней мы, художники и скульпторы, были в этом интересном месте. И в ходе резиденции я тоже почерпнула ряд интересных внутренних «инсайтов».

Возможно, местным жителям здесь ничто не кажется таким уж удивительным. Для них такая природа обычна. Но для меня, жителя средней полосы России, Север представляется  мощным энергетическим местом, сохраняющим свою первозданность.

- Очень интересно, как художник в вашем лице воспринимает природу. Могу предположить, что созданная вами в ходе арт-резиденции «Никель – Полярная ночь»  работа из керамики навеяна этими впечатлениями. Расскажите о своем проекте, его идее.

- Если честно, я не думала и не надеялась, что будут какие-то возможности именно для того, чтобы сделать керамический проект. И сначала писала в заявке, что мне было бы интересно поработать с другими материалами. Но оказалось, что воплотить свои творческие замыслы именно в керамике возможно. И материалы, и место для обжига были предоставлены. Тогда я решила, что погуляю немного по городу и что интуитивно придет, то и воплощу.  Мне действительно нужны были живые  впечатления непосредственно от места. Конечно, у меня была определённая заготовка и эскиз и я думала, что это будет какое-то объемно-пространственное решение. Но потом я свой замысел переформатировала и стала делать керамическое панно. 

Основной идеей моего проекта стало следующее: я еду в Никель, где добывают руду. Но в керамике тоже используется никель в виде оксида. Это красящее вещество, на основе которого можно сделать керамическую краску. Его-то я и привезла с собой, вернув никель на его родину.  Для своей работы я сделала на основе никеля ангоб, который получился нежно оливкового цвета. И это символизирует, что никель может нести в себе функцию не только практическую, но и эстетическую.

Люди привыкли к другому  использованию никеля и, как мне кажется, мало кто видел цвет никеля в таком воплощении.

- А почему это воплощение осталось безымянным?

- По-хорошему, конечно, нужно было дать работе название. Но я решила, что пусть зрители, глядя на эту работу, найдут собственные ассоциации. И они сами смогут дать ей название. Мы провели интерактив с никельчанами, которые активно включились в него. Было очень интересно: кто-то увидел в этой работе местный ландшафт, цвет никеля напомнил мох. Кто-то увидел озеро, на берегу которого стоит город Никель, снежные торосы и даже лыжню в местном парке. 

Мне было очень приятно  наблюдать за этим процессом. 

Я выставила свое панно на горизонтальном подиуме. В дальнейшем его можно будет инсталлировать на стену. 

- С художниками, писателями, иными творческими людьми очень интересно обсуждать сам процесс творчества. И у всех он  разный. Кто-то долго думает, «ищет» идею. Кого-то она «находит» сама. А как у вас это происходит? Есть ли «муки творчества» или все происходит как бы само собой?

- Не бывает так: раз-два-три и вперед… Когда возникает какая-то идея, то я о ней думаю, прикидываю варианты. Делаю зарисовки, собираю материал по теме. Если идея действительно завладела тобой, то ты все глубже в нее погружаешься, думаешь над вариантами ее воплощения.        

Особенно это касается керамики: невозможно работать «по наитию», без эскиза или плана. Слишком много параллельных вопросов возникает в работе. Начиная от формы и заканчивая цветом. 

Кто-то может работать с «наскока», но это не про меня. Потому что, в основном, я делаю составные композиции, а это процесс многослойный. 

- А как же вдохновение?

- Нет такого, что вот ко мне придет сейчас вдохновение и я начну творить. 

Творческое озарение это, конечно, драйв. Но оно не приходит просто так.  Художник, сродни спортсмену, должен держать себя в тонусе: думать, смотреть, делать зарисовки, эскизы, искать какие-то темы и иметь намерение их сделать. Вдохновение натренировывается, если можно так сказать. Об этом, кстати, говорят великие художники.

- А в какой момент вы решили стать скульптором, художником? Это желание из детства, или решение о выборе профессии созрело в более зрелом возрасте?

- У меня мама художник-график. Она разрабатывала товарные знаки для легкой промышленности в бюро Михаила Шварцмана и была книжным графиком. Поэтому в детстве я даже не думала о другой профессии. Благодаря ей я поступила в художественную школу на Кропоткинской, где были добродушные, талантливые и веселые педагоги-художники. 

Потом я поступила в художественное училище 1905 года, и там тоже была потрясающая атмосфера, ощущение общего художественного котла. Преподаватели относились к нам очень дружелюбно. 

Мне нравилось рисовать, но к концу обучения я почувствовала, что очень хочу что-то делать руками, что-то осязаемое, в отличие от живописи и графики. И поняла, что это будет керамика. 

Кстати, раньше к глине как к материалу для художественного творчества было прохладное отношение. Считалось, что она годится для утилитарных вещей. Только в 50-е гг. ХХ века керамика стала формироваться как самостоятельный вид искусства.  А ведь прелесть керамики в том, что она синтезирует в себе разные виды искусства: и скульптуру, и графику, и живопись.

- Получается, глина и керамика - ваши любимые «инструменты» творчества. Вы еще с чем-то работаете?

- Глина и керамика - действительно мои основные инструменты. 

Я  довольно долго работала в интерьерах, проектировала витражи, металл, керамические панно и скульптуры. И в этом у меня наработан значительный опыт. А опыт для художника очень важен. Он позволяет  разбирается в разных материалах, понимать техники работы с ними. 

Но сейчас керамика - это моё основное направление. 

- Не наскучила? 

- Нет! Хотя время от времени устаешь от материала, это неизбежно. В такие моменты я стараюсь  рисовать или делать что-то другое. Но всё равно керамика остаётся одним из главных средств творчества для меня. 

- Знаю, что вас пригласили также дать мастер-класс в ДХШ № 1. Как ее ученики восприняли ваши творческие идеи? 

- Мне кажется отлично.  Хотелось бы  больше времени, ведь ребята так увлеклись… 

Мы работали с глиной, общались. Я рассказывала о жизни художника, была открыта к диалогу, и для них это было важно.

Конечно, не все из них станут художниками. Но не это главное. Я верю, что люди с детства познавшие, что такое искусство, не вырастут злыми. 

- Очень хочется вернуться к теме Севера. Есть ли у вас связанные с ним какие-то творческие, а может и другие планы?

- Творческие планы есть.  

Надо сказать, что после зимней поездки в Никель накопилось много материала. Например, я была поражена  сочетанием очень тонких  оттенков белого, голубого, серого, состоянием когда снег сливается с небом и все становится в одной плоскости. 

Казалось бы, вот всё так просто, но вместе с тем есть завораживающая визуальная сложность. Хочется сделать работы, передающие эти впечатления. Как раз сейчас над этим думаю. И вы первые, с кем я поделилась своими планами. 

Я надеюсь приехать  в Никель еще раз  обязательно!