facebook-pixel

Скульптор Владимир Андреев: Мне нравится Север

end
  • Главная
  • Блог
  • Интервью со скульптором Владимиром Андреевым

Владимир Андреев - художник и скульптор из Санкт-Петербурга, выпускник и преподаватель Художественно-промышленной академии им. Штиглица. Он специализируется на кинетической скульптуре. Это направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или его составляющих. 

Владимир принял участие зимней Арт-резиденции «Никель - Полярная ночь 2022». На закрытии зимней арт-резиденции 2022 он представил эскизы кинетической скульптуры «Космонавт», а после - воплотил эскизы в макете.

Кинетическое искусство

Родоначальником кинетической скульптуры, как ответвления кинетического искусства в целом, считается Марсель Дюшан. В России первым в этом направлении творил скульптор Владимир Татлин. Американец Александр Колдер работал уже с самостоятельно движущимися объектами. В Европе это направление развивал швейцарец Жан Тангели. Так что у данного направления уже есть своя, богатая история.

А вас лично чем привлек этот жанр? Как вы к нему пришли?

В процессе обучения в педагогическом институте, в рамках изучения истории искусств, я познакомился с творчеством Татлина, Колдера, Колейчука и других. Например Колдер создавал так называемые “стабили” и “мобили”. “Стабили” представляли собой неподвижные конструкции, как силуэты на картинах Хуана Миро. Мобили - уравновешенные подвесные объекты, приводимые в движение воздушными массами. “Стабили” Колдера можно видеть в качестве монументальной скульптуры на городских площадях Европы и США, а “мобили” украшают холлы общественных зданий.

Там же меня “зацепила” работа Жана Тангели, которую я увидел впервые в альбоме “Западноевропейское искусство 20-го века” -“Трофей охотника за големом”. Это была инсталляция из найденных на свалке артефактов.  Объект двигался и щелкал костяной челюстью. Для меня, как, наверное, для многих зрителей, эта работа балансировала на грани дикости и гениальности. Завершающим штрихом к портрету художника в этой книге был рассказ о его работе - конструкции, которая сама ехала, одновременно горела и играла на механическом пианино.

По замечанию великолепного художника-педагога Лантери - сколько бы ты ни взял движения в скульптуре, которую ты делаешь - его всегда будет мало. “Достаточность" движения я нашел в данном направлении искусства. 

Арт-резиденция

И ваше направление оказалось востребованным на Арт-резиденции. Кстати, в какой момент вы узнали о ней, и в какой момент решили туда поехать?

Дело в том что я работаю в академии имени Штиглица, а один из резидентов академии, он же куратор арт-резиденции - Александр Хромых там преподает. В Центре “Вторая школа” он как раз курировал резиденцию, он меня и пригласил принять участие в отборе.

С Александром мы тоже беседовали, получилось интересное интервью. И он автор замечательной скульптуры. Там три китовых хвоста устремлены в небо.

Да, знаю, я разбираюсь в 3d и немного помогал ему с визуализацией. Александр меня и пригласил после этого. Мол, у тебя интересные работы, может быть и здесь что-то предложишь.

И вы предложили арт-объект “Космонавт”. Он уже выполнен, или пока только существует в виде макета?

“Космонавт” выполнен в формате эскизной модели. Это макет, размером 1 метр 80 сантиметров. Сама скульптура должна быть больше раза в три или пять. Во всяком случае я так себе представляю.

Получается, космонавт будет вращаться в разных плоскостях?

Да, чтобы передать ощущение невесомости. 

А почему выбрали тему, связанную с космонавтикой и конкретно с Юрием Гагариным?

Когда я узнал, что Гагарин служил здесь, на Печенгской земле, родилась идея такой скульптуры. До этого я разрабатывал тему космоса, помещая в армиллярную сферу искусственный спутник. И, на тот момент, уже задумывался о помещении в центре композиции фигуры человека. 

Мне нравится бесконечность неба, ощущение полета, невесомости. Я сам прыгал с парашютом. Ощущения непередаваемые. Вот это ощущение полета я и хотел передать. 

Есть, конечно и еще идеи, но остановился на этой. 

О других идеях

А другие идеи отложили на потом или отказались?

Одна из идей была создать звуковую скульптуру, изображающую завод - одновременно и надземную и подземную его часть. Звук должен  был получаться от ветра. Побывав в Никеле, я начал понимать почему многие проекты резиденции были связаны с саунд-дизайном - место такое, звучащее. Еще одна идея - диджитал проект, образовательный, в своем роде, на основе TouchDesigner. Пока они ждут своего часа. Возможно, к ним я еще вернусь. В искусстве так бывает: что-то оставляешь, а потом, спустя время, “выкапываешь” и думаешь: так это же замечательная вещь! И появляется желание над этим проектом поработать. 

Вот что интересно: когда разговариваю со скульпторами, часто слышу, что была задумка одна, но материал потом подсказывает направление, диктует что-то свое. А вы когда побывали на месте и оценили место, где планируется экспонировать “Космонавта”, что-то изменилось в концепции?

Все сразу поменяться не может. Естественно, сначала родилась идея, и я пытался вписать ее в ландшафт. Это был творческий поиск, рабочий процесс. Конечно, в ходе этой работы вносились коррективы. Я смотрел, искал место, где можно установить будущую скульптуру. Возможно, этот поиск не закончился. Такая эволюция - это часть работы.

О Севере

По тому, как вы рассказываете, могу предположить, что вам нравится Север. Планируете сюда вернуться?

Да, есть такая мысль. С Севером России связан важный для меня проект кинетической скульптуры “Птицы”. Не знаю почему, но как художник вижу ее именно здесь, на Севере. 

Модель “Птиц” ещё похожа на стилизованное солнышко. Это мое впечатление, как простого зрителя.

Да, может быть… Особенно, если грамотно разместить и направить свет на него.

Вот вы и рассказали о своем будущем проекте)

Ну, не знаю… Если будет востребованность, то будет такая скульптура. Ну а в целом продолжу работать. Творчество - это поток идущий через меня, и я его не собираюсь останавливать.

Спасибо за беседу, успехов вам в дальнейшем!