facebook-pixel

Александра Анюхина: Книга художника - неисчерпаемый жанр

end
  • Главная
  • Блог
  • Александра Анюхина: Книга художника - неисчерпаемый жанр

Художник-график Александра Анюхина победитель всероссийского конкурса «Муза должна работать» (2018), лауреат международного конкурса «Образ книги» (2020), победитель конкурса Арт-центра “Пушкинская-10”  “Мастерская Сверчок” (2022), участница Арт-резиденции «Никель. Полярная ночь» (2023). Сегодня мы попросили рассказать Александру о своем творчестве, планах и впечатлениях о русском севере.

Александра родилась в 1989  году в Хабаровске, окончила Дальневосточный государственный гуманитарный университет и РГПУ им. А.И. Герцена. Сегодня живет и творит в Санкт-Петербурге. 

Работает в различных техниках печатной графики: линогравюра, высокая гравюра на пластике, ксилография, офорт, сухая игла. В жанре книги художника работает с 2020 года.

- Давайте начнем с вашего творческого пути. Вы родились в Хабаровске..

- Да, родилась в Хабаровске в 1989 году. Там жила до 2016 года - до 27 лет. Окончила Детскую художественную школу № 1. Затем училась в Дальневосточном государственном гуманитарном университете по специальности “Изобразительное искусство” с 2006 по 2011 годы. 

По первой специальности я учитель рисования. Какое-то время работала по специальности, правда, не в школе, а в «Центре эстетического воспитания детей», затем преподавала в «Хабаровском педагогическом  колледже». 

В 2015 году я вступила в Союз художников России, и в 2016 году переехала во Владивосток. В 2018 году окончила музыкальный колледж при Дальневосточном государственном институте искусств.

Во Владивостоке занималась такими классическими направлениями как линогравюра, офорт - это гравюра на металле.

В конце 2018 года я заняла третье место на Всероссийском конкурсе молодых художников в Санкт-Петербурге “Муза должна работать”. Призом стало проведение персональной выставки в музее современного искусства “АРТМУЗА”. Тогда я поняла, что надо переезжать в Санкт-Петербург окончательно. 

Можно сказать, это событие меня и подтолкнуло к переезду.

Я еще училась в магистратуре во Владивостоке - на искусствоведа. Не окончила - в Петербурге перепоступила в магистратуру по направлению “Искусство” в РГПУ им. А. И. Герцена. Там как раз мне и дали тему дипломной работу “Книга художника в пространстве Петербурга в XXI веке”. Но теоретическим изучением данного направления не ограничилась, а сама стала делать проекты в этом жанре.

- Какие работы вы представили на выставке “Муза должна работать”?

- У меня прошла серия “Многоликая гитара”, посвященная классической гитаре. Там я свои любимые музыкальные произведения выразила в графике. Например, пьесу “В пещерах Памира” композитора Петра Панина, уже, к сожалению, ушедшего из жизни. Он много писал для классической гитары. 

Заинтересовала история создания пьесы. Оказывается, когда автор был на Памире, его впечатлили наскальные рисунки, оставленные древними людьми на стенах пещер. И у меня в работе, словно наскальные рисунки древних людей, появляется стилизованная в форме лука гитара. Ведь струны произошли от тетивы лука. Стрелявший из лука охотник слушал музыку. С этого и началось музыкальное искусство.

Были и другие работы. Например, “Гитара - женский образ”. Впрочем, это уже распространенная ассоциация, и в ней нет ничего оригинального. 

Еще выставлялись работы в стилистике классической гравюры из серии “Старый Владивосток”. На одной из них у меня там был вид на улицу Светланскую. Эту гравюру я сделала на основе старого фото. Со старой фотографии сделала также работу “Один день в порту”. Таким образом, было шесть работ из серии “Многоликая гитара” и две из серии “Старый Владивосток”. 

- А как попали на арт-резиденцию “Никель - Полярная ночь”?

- Я участвовала в конкурсах, подавала заявки в резиденции, связанные с современным искусством. И несколько раз была лауреатом и дипломантом конкурса “Образ книги”. Также  до Никеля была резиденция в Карелии “Костомукша”, где я делала проект, посвященный лесу - это была книга-свиток.

И, конечно, я продолжала искать различные варианты участия в резиденциях и конкурсах, подавала заявки в Норильск, Никель, Владивосток. В итоге прошла в Никель. Организаторы посчитали мой проект очень интересным.

О книге художника

- Речь идет об инсталляции “Книга художника”?

- Да. Это такой куб… Нет, даже не куб… Тут форма более сложная. Я решила сделать книгу-трансформер, в этом была сверхзадача, и у меня получилось. Правда, не на все хватило времени. Например,  не успела включить текст. Но основную часть работы все таки сделала. Уже после окончания резиденции пришла идея, куда можно будет включить текст.

- У вас много работ-книг: “Книга арктических трав”, “Книга Странствий”... Вы выражаете так свою любовь к книгам? 

- Это все в рамках жанра книга художника. В моем портфолио широко представлен этот жанр. Есть такая форма современного искусства, когда художник делает книгу от начала до конца. Жанр синтетический, и книжная форма здесь может быть сильно трансформирована. Например, “Книга арктических трав” выполнена в форме гармошки. 

Вообще искусствоведы выделяют около десяти различных форм книги художника, начиная со свитка и заканчивая инсталляцией.

Это может быть миниатюрный свиток, или большая композиция. Даже имеет место быть перфоманс с элементами боди-арта. И информация может быть выражена как в тексте, так и в графике.  

- Такое богатство форм… 

- И каждая по своему интересна. В качестве дипломной работы я выбрала форму книги-объекта. Назвала “Книга Странствий”. Это был металлический каркас,  на который крепились листы с иллюстрациями. То есть ее нужно не листать, а обойти. 

Но и более простые формы я тоже пробую. Например, уже упоминавшаяся “Книга арктических трав” или “Круги на воде” выполнены в форме гармошек, которые можно разложить, обойти, почитать…

Кстати, мне как художнику это намного интереснее, чем иллюстрировать обычные книги, потому что там картинка находится внутри, и ее не видно. Мне нравится, когда книгу можно экспонировать, разложить, почти вывернуть наизнанку, посмотреть с разных ракурсов…

- Судя по тем “книгам”, что выставлены в вашем профиле в социальной сети, этот жанр неисчерпаем. Столько работ, и все разные… 

- Да, много всего можно придумать.

- Вот даже клинописная табличка среди экспонатов - это тоже книга художника?

- Она другого автора, Анны Мартыненко, не моя, но тоже в этом жанре. Это был проект библиотечно-культурного центра “Нота”, выставка называлась “Роман о розе”.  

Художник воссоздал технику шумерского письма. Сама выставка была посвящена истокам письменности.

Зачем художнику музыка?

- Очень здорово получилось. А вот дальше вы на выставке с гитарой… Ну да, у вас же музыкальное образование. Кстати, зачем вам музыка?

- Музыкальное образования я получила, когда мне было 29 лет, будучи уже сложившимся художником. Просто для себя. Иногда могу сыграть на открытии собственной выставки. 

-Но если хотели просто научиться играть на гитаре “для себя”, то подошли бы и краткосрочные курсы какие-нибудь. Зачем тратить время и силы на полноценное образование?

- До этого я ходила на курсы, и таких попыток было много, толку, правда, немного. Музыка меня увлекала с подросткового возраста, когда стала слушать рок. Особенно нравилось звучание электрогитары. Родители мне подарили обычную акустическую гитару, и сначала пыталась учиться сама, потом ходила в студию. Затем забросила…

Позднее пришло осознание, что для понимания музыки нужны систематические знания.

- Ваш пример говорит, что музыке можно научиться в любом возрасте?

- Нужно просто понимать, чего ты хочешь, что тебе это нужно. И быть настойчивее.

Конечно, у меня были проблемы с сольфеджио. Восприятие интервалов на слух, умение писать музыкальные диктанты пришло не сразу, потребовались годы. Но и эту вершину покорить можно.

О выборе пути

- Как художник выбирает свое направление, материал, с которым хочется работать? Кому-то нравится дерево, кому-то бронза, кто-то предпочитает писать картины, а кто-то делать инсталляции. И у каждого на этот счет своя история.  А как вы нашли свою нишу?

- С детства люблю книги с картинками. Когда была маленькая, сама делала книжки, рисовала иллюстрации к ним, придумывала тексты. Помню как писала историю про зайца, делала зарисовки, вдохновившись природой. Придя с прогулки, рисовала птиц, зверей… 

Бумага мне ближе, чем бронза или глина. 

Может быть, это связано с нашими особенностями восприятия. 

Есть же аудиалы, визуалы, кинестетики. И у художников так же: кто-то предпочитает лепить, другому нравится делать инсталляции, или рисовать. 

Допустим живописец - и это научно доказано - воспринимает мир иначе чем скульптор. Для живописца важна красота, выраженная в красках, а мне, как графику, важнее гармоничность линий. 

Скульптору приятно ощутить, как материал под его пальцами обретает нужную форму. Так и находит каждый свое. 

- А вы, значит, предпочитаете графику…

Вероятно, это связано с детскими впечатлениями, ведь черно-белую графику я полюбила ещё до школы. Моя мама геодезист, и она чертила карты тушью и пером вручную. Глядя на нее, и я пробовала. Постепенно сформировалась насмотренность, чувство гармонии. 

- И вот на арт-резиденции в Никеле вы реализовали свою композицию, которая называется….. 

- Это книга-трансформер, или книга-инсталляция, называется “Полярные луны”.. 

- Да, вы уже сказали, что немного ее не доделали…

- Совсем чуть-чуть осталось… Там я обыгрывала образ северной луны. По задумке, свет должен падать определенным образом, с помощью теней “рисуя” луны в полумраке. Только текст не включила. В остальном работа вполне готова и самодостаточна. 

О природе Севера

- Понятно, значит полярная луна вас впечатлила, а природа?

- Впервые на Севере побывала я еще в Териберке в 2021 году. Мне очень понравилось здесь. Летом природа очень богатая, а Северным Ледовитым океаном можно любоваться часами. Он бирюзового цвета и очень красив. Конечно, нельзя отрицать, что природа тут суровая, но вместе с тем очень красивая и самобытная. 

Впрочем, в Териберке я была летом, а в Никеле - зимой. И если летом любовалась больше природой и океаном, то зимой сбылась давняя мечта: увидеть полярное сияние. Его я вообще раньше представляла по другому. В реальности сияние совсем не такое, как на фотографиях.

Линогравюра доступна каждому

- Вы также провели мастер классы с местными жителями. Познакомили их с жанром книги художника? Как они восприняли ваши идеи?

- Я провела два мастер-класса. Один в художественной школе, для ее учеников. Второй для всех желающих, в том числе людей без подготовки.

Познакомила участников с простыми приемами, которые может освоить каждый. Например, вырезать на линолеуме специальными инструментами форму клише,  нанести краску, и… можно печатать тираж. 

- Звучит просто. А на самом деле?

- Это на самом деле просто, даже маленькие дети справлялись. 

Многие удивлялись, насколько это просто - сделать линогравюру.  

- Поделитесь дальнейшими творческими планами. 

- Скоро состоится моя персональная выставка в Петербурге в Арт-центре «Пушкинская-10».Там я буду представлять свой проект, который делала в течение года в резиденции “Сверчок”. Это мастерская этого же арт-центра, и там я тоже представлю проекты, выполненные в жанре книга художника.

- А на Север еще поедете?

- Если возможность представится - обязательно.

Беседовал Игорь Стен