Мария Шаруха - участница 9-ой арт-резиденции в Никеле. В Никель она приезжала вместе с сестрой Татьяной. Обе девушки - выпускницы Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, члены Союза художников Санкт-Петербурга. По итогам визита в Никель Мария Шаруха представила серию из эскизов 9 гобеленов на мотивы Никеля. О своей идее и о впечатлениях о поездке в посёлок мы попросили рассказать Марию Центру “Вторая школа”.
Этой осенью мы были в Никеле с сестрой, Татьяной. Она тоже человек творческий. По итогам у меня и родился проект из серии гобеленов. Всего их планируется девять. Один из них уже ткется.
Расскажите об этой идее.
Вообще, гобелены - это моя специальность, профессия. Я училась на кафедре художественного текстиля. Выпускной диплом защищала гобеленами. Ткачеством занимаюсь с увлечением. До поездки в Никель не знала, какой именно проект у меня родится, но точно была уверена, что это будут именно гобелены.
Когда мы приехали в Никель, кураторы Центра “Вторая школа” дали так много информации о городе, о его истории, что у меня родилась идей из девяти гобеленов, олицетворяющих три темы. Первая посвящена лопарской земле. Лопари, или саамы - это народ севера. Вторая - комбинату, вокруг которого город рос и жил. Тема Великой Отечественной войны тоже важна для истории города, и она найдет свое отражение.
Интересно, почему вы так увлеклись именно гобеленами?
Я родилась и жила в Рязани, где вместе с сестрой мы учились в художественном колледже. Там нам преподавали гобелены и батик выпускники академии Штиглица. Благодаря им и определилась: окончив колледж поступила в академию имени Штиглица в Санкт-Петербурге. Но вообще сложно сказать почему именно такой выбор, ведь и другие предметы преподавались на высоком уровне…
Трудно не согласиться. Но вот что интересно: художники и скульпторы часто рассказывают, как материал накладывает отпечаток на его творчество. Например, резчик по дереву изначально видит в коряге фигуру старика или животного, и та будто бы “ведет” его творческий процесс.
Прямо как Микеланджело, который увидел в куске бракованного мрамора Давида.
Но у меня немного по другому. Есть эскиз, который адаптирован под ткачество, и я знаю в каком направлении планирую двигаться. А вот когда начинаю готовить нитки, начинается магия: они выбеливаются, отстирываются, окрашиваются. Бывает, что сначала они приобретают не тот оттенок, и лишь потом покрываются нужными красками.
Бывает, в процессе создания гобелена делаю все правильно, но вот “не садятся” краски.
Делаю по-другому, и вдруг получается нужный результат.
В студенчестве мы с девчонками пришли к выводу, что ткачество - это аллегория жизни. Нитки, которые ты вплетаешь, это встречи, события, люди. И какие-то нитки видны до конца, а какие-то ненадолго появились и ушли на изнаночную сторону, чтобы никогда не вернуться на поверхность. Так и жизнь складывается.
Может быть, потому ткачество меня и увлекло. Я ведь неусидчивый человек по натуре. Но над дипломной работой трудилась по 8 - 10 часов без перерыва. Работа с гобеленами завораживает и не отпускает.
И все-таки и вы произнесли слово “магия”. Процесс творчества и магия иду рука об руку, не находите? Возможно, это наше подсознание играет с нами в такие игры?
Да, скорее всего.
А как сложились ваши отношения с Севером? Кто-то в него влюбляется, кому то он безразличен…
Вообще с Севером я познакомилась давно. Ездила в Карелию, бывала в лесах, любовалась озерами. До этих поездок представление о нем было другое.
В окрестностях Никеля, который расположен за полярным кругом, не менее красиво. Помните, на уроках географии в школе рассказывали, что в Заполярье живут олени, которые едят ягель, а еще растут карликовые березы. На самом деле здесь природа вовсе не скудная. Она поражает своим богатством и это удивительно! Так что впечатления потрясающие, уезжать не хотелось.
А как вы попали на арт-резиденцию
До этого услышала о ней от знакомого скульптора, он посоветовал подать заявку. Мы попытались, и у нас получилось: заявку быстро одобрили, и мы поехали.
Никель это небольшой город, значительную часть которого занимает расположенный в центре комбинат, мне он понравился.
Город понравился, или комбинат?
И сам комбинат понравился, хотя он и не работает. Например, в Петербурге дома словно покрыты пылью, но даже в своей пыли они красивы. А здесь не пыль и не грязь… где-то ржавчина, там пятнышко отставшей краски.
И вот он стоит как картинка, это потрясающе. Комбинат вписывается в пространство и дышит, живет, поет… я слышала как ветер сквозь металл проходит и “разговаривает”. Я старалась проснуться пораньше и послушать, посмотреть.
И горы шлака… Можно сказать, что это отработанный мусор, но тем не менее это так круто выглядит.
И, конечно, люди. Они здесь очень доброжелательны. Помогают, охотно рассказывают о комбинате, о городе, о своей жизни.
Беседовал Игорь Стен